8 (804) 333-0153 - бесплатно (Россия)
8 (800) 333-2953 - бесплатно (Крым)
8 (804) 333-0153 - (Россия)
8 (800) 333-2953 - (Крым)

В памяти многих поколений собирательный образ учителя остается неизменным: строгий костюм, сдержанная манера поведения, правильная речь и – некоторые индивидуальные особенности характера и отношения к детям. Но за последние 20 лет в жизни нашего общества многое изменилось: технологии, экономические и социальные связи, сами люди. Система образования тоже меняется, поскольку не может вращаться исключительно на своей орбите. А что учитель? Кто сегодня ведет наших продвинутых детей в мир новых знаний и открытий? Это по-прежнему педагогини с прической-пучком и белой блузке с жабо или, может быть, «отвязные» хипстеры – современные выпускники педагогических вузов? Что изменилось в этой профессии и изменилось ли вообще? Давайте разбираться.

Новые технологии

В нашу жизнь пришел Интернет. Основательно и навсегда. Первыми его освоили дети и молодежь, а взрослые, как говорится, подтянулись. И если вначале некоторые учителя российских школ, прежде всего, представители старшего поколения, пытались сопротивляться освоению «бездушных машин», то теперь компьютер, электронная доска, электронный журнал стали обычными инструментами в их работе. Более того, освоив самые универсальные программы Windows и интернет-ресурсы, педагоги согласились, наконец, что им стало легче и удобнее готовиться к урокам, вести отчетность и развивать собственные компетенции. 

Новые технологии дали учителям еще один мощный инструмент в работе – интерактивный формат обучения. Любой учитель теперь имеет возможность разместить на официальном сайте школы презентации по изучаемому материалу, дополнительную информацию, ссылки на литературные источники, видеоматериалы, а также задавать и принимать от учеников домашние задания, не прерывать учебный процесс во время зимних карантинов, работая с ребятами дистанционно. 

Мнение учителя: Ольга Николаевна Увакина, заместитель директора МБОУ СШ № 23 Имени А. С. Пушкина, г. Архангельск:

Я работаю в школе 29 лет. Многое изменилось за эти годы. Но сама профессия остается творческой. И в ней интересно тем, кто любит детей, любит свое дело. Например, в нашей школе уже больше 20 лет педагоги и учащиеся исследуют творчество А.С.Пушкина. Нашим педколлективом была создана авторская программа углублённого изучения жизни и творчества великого поэта. Это система пушкинских уроков, литературно-художественный музей Александра Сергеевича, клуб юных пушкиноведов, пушкинские балы, литературно-музыкальные фестивали, поездки по пушкинским местам, конкурсы сочинений и поделок к сказкам Пушкина. Уже несколько лет наша школа проводит городской конкурс «В волшебной Пушкинской стране», в котором принимают участие все образовательные учреждения Архангельска. И вроде бы на дворе – 21 век, но великое литературное наследие Александра Сергеевича Пушкина объединяет самые разные поколения, наполняет нашу жизнь интересным и прекрасным смыслом. Ну, а новые технологии позволяют нам заниматься нашим любимым делом еще продуктивнее. Поскольку дают доступ к огромному массиву информации и исследованиям пушкиноведов, а также помогают общаться и обмениваться опытом с единомышленниками в самых разных уголках нашей страны.

И, конечно, Интернет сегодня играет важную роль в воспитательном процессе. Учитель может находиться рядом с детьми в режиме онлайн практически круглые сутки. Это удобно и в организационных вопросах, и в учебных, и в жизненных. Не секрет, что по профилю ребенка в социальных сетях профессиональный педагог может «считать» его психологическое состояние, предупредить или скорректировать травмирующую ситуацию, а в отдельных случаях – спасти жизнь. И для этого не нужно лезть в душу подростку – достаточно посмотреть на его подписки, подборку музыки и видео, посты и репосты.

Еще один положительный момент – мотивация самих педагогов. Современные дети с помощью того же Интернета проглатывают нереальный объем информации. То, что раньше школьники могли узнать только на уроке, сейчас они находят в Сети в два клика. И здесь есть очевидная опасность для учителей: оказаться менее осведомленными в том или ином вопросе и подорвать собственный авторитет. Поэтому сегодня современный педагог обязан сам все время учиться, расширять свой кругозор и эрудицию – быть в тренде! Только в этом случае он будет интересен детям как личность и его мнение они будут уважать и эффективно с ним взаимодействовать. Да, нам, взрослым, давно пора принять это правило общения с современными детьми и подростками: они не обязаны априори нас слушаться. Это мы обязаны научиться общаться с детьми как с равными и уметь договариваться.

Мнение учителя: Александр Иванович Пономарев, кандидат педагогических наук, первый заместитель КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей», г. Киров («КЭПЛ» входит в ТОП-25 лучших российских школ – рейтинг Министерства образования РФ 2017 г.):

-  В нашем лицее в основу идеологии воспитания мы ставим всестороннее развитие личности ребенка. Будь то учебная деятельность, спортивная, культурная или общественная – мы придаем огромное значение всем этим направлениям. И, соответственно, учителя нашего лицея должны соответствовать поставленным задачам. Педагог должен быть Личностью, современным и так же всесторонне развитым человеком. В свою очередь, мы сами многому учимся у наших лицеистов. Например, наши старшеклассники прекрасно ориентируются в новых тенденциях мировых финансовых рынков, в том числе – новых криптовалютах, о которых еще не написано в наших российских учебниках по обществознанию и экономике. Конечно, быть учителем современных детей сейчас непросто. Но это очень интересно.

ЕГЭ – друг или враг?

Система оценки качества знаний школьников в виде единого государственного экзамена – наверное, самый обсуждаемый вопрос на повестке дня. Ее сторонники отмечают создание равных условий для тестирования выпускников школ, прозрачные и понятные правила, дистанционное поступление абитуриентов в любой вуз страны без дополнительных транспортных расходов. 

Противники новой системы критикуют именно сам факт «уравниловки». По их мнению, с помощью тестов невозможно выявить незаурядные способности учащихся, нестандартное мышление нельзя оценивать в баллах. А потенциальный гений может запросто не поступить в вуз и не получить качественное высшее образование только потому, что он не был «натаскан» к ЕГЭ и получил средний балл ниже, чем у тех ребят, кто интенсивно занимался с репетиторами. 

Плюсы или минусы ЕГЭ так или иначе «отзеркаливают» и на педагогов. Предметникам стало проще готовить учеников к выпускным экзаменам, так как есть четкая схема, она уже достаточно стабильна и предсказуема. И с каждым годом сюрпризов от Минобра все меньше. Так что работать можно спокойно и – на результат. С другой стороны, учителям приходится жертвовать учебными часами на изучение нового материала и больше времени уделять разбору заданий из тестов ЕГЭ. И как бы они ни хотели дать больше знаний своим ученикам, но ЕГЭ – это еще и система оценки их работы по качеству обучения школьников. Критерий, влияющий, в конечном итоге, на уровень заработной платы учителей. И вот здесь за 20 лет ничего не изменилось: в центре внимания нашей системы образования по-прежнему не ребенок, не новые знания и просвещение подрастающего поколения, а сама система. И пока этот порочный круг не будет разорван, учителя так и будут работать не на ученика, а на систему. А значит, перекосов и недочетов не избежать. 

 

Здравствуйте, «мисс Амбридж»

 

Недавно одну учительницу спросили ее мнение о последнем интервью Юрия Дудя с певицей Глюкозой. Ответ был следующий: «А по какому каналу телевидения идет эта передача?» Как говорится, no comments. Спросите любого современного учителя, что он или она думает об Оксимироне, Фэйсе или Дамблдоре? Большинство из наших педагогов не слышали про них. И возникает вопрос: как можно работать с современными детьми, не будучи в курсе их интересов. Как можно быть авторитетом для ребенка, учить его чему-то, воспитывать, когда у него давно другие авторитеты? В Интернете. Да, они не всегда полезны и конструктивны. Но у современных детей и подростков есть выбор. У советских школьников его не было. 

У учителя же в нынешних условиях выбор только один: быть учителем или нет. За 20 лет многое изменилось вокруг нас, вокруг школы, дети стали другими, родители тоже. А вот менталитет учителей большей частью не изменился. И обновление педагогических кадров идет не так поступательно, как хотелось бы. Происходит некая стагнация в педагогических коллективах. Как следствие – конфликт поколений, учителей и учеников, несовместимость, непонимание, невозможность обучать и воспитывать.

Конечно, учитель не должен перенимать манеру поведения и общения у подростков, не обязан красить волосы в синий цвет, делать татуировки или ходить в мини-юбках. Но он должен, обязан быть со своими учениками на одной волне, жить их интересами, понимать их проблемы и вместе их решать. По большому счету, проблемы-то остались прежними. Наши дети, как и во все времена, хотят, чтобы их слушали и слышали. Они хотят, чтобы их не готовили ко взрослой жизни, а воспринимали как личность уже сегодня и сейчас. Хотят иметь собственное мнение и уважительное отношение к этому выбору. В «нежном возрасте» особенно хочется любви и сострадания – неужели мы, взрослые, так быстро об этом забыли? Ведь мы сами прошли через это! И кто, как не учитель – специалист, обученный и владеющий профессиональными методиками – должен помогать взрослеть и детям, и их родителям?!

Итак, давайте подведем итоги. За последние 20 лет российский учитель стал более продвинутым, он использует новые технологии в образовательном процессе и повышении своего профессионального уровня. Наши педагоги все время находятся в профессиональном тонусе, поскольку над ними висит дамоклов меч оценки качества знаний учащихся – ЕГЭ. Наши учителя имеют даже возможность повысить качество своей жизни с помощью репетиторства, поскольку у нас в стране рыночные отношения. 

Вместе с тем представителям педагогического сообщества еще предстоит серьезная перезагрузка. Им придется менять свое мышление. Вряд ли такую разнарядку спустит сверху Министерство образования – им самим неплохо бы оптимизироваться в этом направлении. Но жизнь сама расставит все по местам. Потому что главное, что не должно меняться никогда – это то, что Учитель должен быть верным проводником, союзником и защитником ребенка на пути к новым знаниям. А в обществе 21-го века его задача и ответственность – научить детей безопасно жить в современном материальном мире, быть счастливым и сохранить в душе ребенка базовые человеческие ценности. А значит, современный учитель должен, как и прежде, идти вперед немного быстрее всех нас и освещать нам этот путь. Быть просветителем.

Мнение учителя: Александр Иванович Пономарев, кандидат педагогических наук, первый заместитель КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей», г. Киров («КЭПЛ» входит в ТОП-25 лучших российских школ – рейтинг Министерства образования РФ 2017 г.):

 

-  В нашем лицее в основу идеологии воспитания мы ставим всестороннее развитие личности ребенка. Будь то учебная деятельность, спортивная, культурная или общественная – мы придаем огромное значение всем этим направлениям. И, соответственно, учителя нашего лицея должны соответствовать поставленным задачам. Педагог должен быть Личностью, современным и так же всесторонне развитым человеком. В свою очередь, мы сами многому учимся у наших лицеистов. Например, наши старшеклассники прекрасно ориентируются в новых тенденциях мировых финансовых рынков, в том числе – новых криптовалютах, о которых еще не написано в наших российских учебниках по обществознанию и экономике. Конечно, быть учителем современных детей сейчас непросто. Но это очень интересно.

Зураб Кекелидзе отметил, что на сегодняшний день с Минздравом обсуждается вопрос улучшения качества образования детских психиатров

Главный внештатный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе считает необходимым преподавать психологию в школах детям с 3 по 11 класс. Об этом эксперт заявил на заседании Совета по попечительству в социальной сфере при правительстве РФ.

"Когда мы говорим, что должны преподавать в школе - масса вещей, которые никто не обсуждает, никто не обучает и так далее. Мы собираемся вводить предмет "психология" в школах, начиная с 3 класса по 11 класс. Это для того, чтобы дети знали элементарные вещи, которые никто и нигде не объясняет", - сказал он.

Кекелидзе также отметил, что на данный момент обсуждается с Минздравом вопрос улучшения качества образования детских психиатров. "У нас двухлетнее образование, во многих странах 3-4-летнее", - пояснил он. По его словам, в Минздраве обсуждается вопрос увеличения срока образования по профилю до 3 лет и более.

Чиновница сочла резонным преподавание биологии физиками из-за нехватки учителей

7 ноября в Госдуме состоялся правительственный час с Ольгой Васильевой, на котором министр просвещения обсудила с депутатами острые проблемы образования и поделилась планами на будущее. А те, в свою очередь, отчитали главу Минпросвещения за оторванность от реальной жизни. Тезисы Васильевой действительно вызывают изумление: например, она считает, что физик вполне может преподавать, скажем, биологию. А преподавание в довоенные годы, как и в годы послевоенной разрухи, предлагает взять как образец для подражания...

Поначалу ничто, как говорится, не предвещало. Ольгой Васильевой был поднят вопрос, как предотвратить вооруженные нападения учеников на школы, и ею же дан ответ, что нужно увеличивать количество школьных психологов, а также усилить воспитательную работу в школе. Комментируя реплику зампредседателя Комитета по образованию и науке Олега Смолина о том, что «российский учитель является мировым рекордсменом по времени, которое он тратит на бюрократические процедуры (300 отчетов по 12 тысяч показателей на каждое учебное заведение в год)», министр пообещала разобраться с этой проблемой. «На сегодня нам удалось договориться, что большую часть материалов они берут на сайте школы», — сказала Васильева.

Говоря о возрасте школьных учителей, министр отметила, что на сегодня почти четверть из них вступила в пенсионный возраст, однако доля молодых преподавателей до 35 лет составляет те же самые 24%.

…Мероприятие перестало быть чинным и благолепным после того, как в ходе обсуждения нехватки школьных педагогов председатель ГД Вячеслав Володин поинтересовался количеством открытых вакансий в школах и запросил данные об учителях, преподающих несколько предметов одновременно. «У нас вакансий по всей стране чуть меньше 1%, у нас входящих учителей непосредственно каждый день в класс — 1,5 млн человек», — объяснила Васильева, при этом пообещав предоставить данные об учителях-межпредметниках позднее. А дальше изложила свою совсем уж странную позицию по поводу преподавания нескольких дисциплин в школах.

«Совсем недавнее наше прошлое, когда многие педагоги в наших сельских школах, еще в довоенные и послевоенные годы, преподавали не только несколько языков, но и несколько предметов, — отметила министр. — К слову сказать, у нас и сейчас есть современные образцы малокомплектных школ, когда прекрасные учителя преподают несколько предметов в разных классах. Извините, что я с вами спорю, но я не думаю, что если я физик, то я не могу преподавать биологию».

Трудно сказать, что в этом спиче больше впечатлило Володина. Может, отсыл министра к довоенным и послевоенным годам как к образцу для сегодняшнего дня. Может, ее информация о сельских учителях-полиглотах, преподававших по нескольку языков. Но председатель Госдумы отчитал министра, как нерадивую школьницу.

— Основной показатель работы министерства и региональных министерств как раз заключается в том, чтобы у нас преподаватель, которого готовят в вузе, преподавал предмет, который он знает досконально, — заявил председатель ГД. — Понятно, что физик может преподавать математику, но у нас иногда ветеринарный врач преподает иностранный язык. Если мы сейчас не можем назвать, сколько у нас реальный дефицит (учителей), то как мы будем закрывать этот дефицит?

Васильева попыталась воодушевить собравшихся сообщением, что с декабря этого года будет запущен проект «Билет в будущее», который поможет школьникам определяться с будущей профессией уже с 6-го класса. Однако радужные планы и цифры министра не впечатлили депутатов. В частности, председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов напомнил ей, что в мире все меняется значительно быстрей, чем российские стандарты: «Если мы не будем достаточно финансировать образование, мы нашего будущего можем не дождаться. Мы хорошо выглядим в рейтингах, но система недофинансирована. Мы экономим на том, на чем не должны экономить».

А Вячеслав Володин подвел невеселый итог: «Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются на 8%, и это тревожный звоночек. Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые необходимо решать в будущем, но если реализация будет составлять только несколько процентов в течение года, то понятно, к чему это приведет».

В Министерстве просвещения РФ в эти минуты проходит всероссийская конференция, посвященная общественно-профессиональному обсуждению новой модели аттестации учителей, разработанной на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

Официально тема конференции заявлена так: "Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей".

В мероприятии принимают участие представители региональных министерство и департаментов образования, руководители и педагоги образовательных организаций, а также представители общественно-профессиональных объединений и ассоциаций педагогов.

Согласно программе, сегодня планируется обсудить новую модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках Национальной системы учительского роста, ЕФОМ как механизмы определения уровня сформированности профессиональных компетенций, участие общественно-профессиональных объединений в оценке уровня квалификаций иперспективы внедрения и применения разработанной модели аттестации учителей.

Программа конференции предусматривает проведение четырех круглых столов и пленарного заседания. В числе модераторов круглых столов — первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2015 Алла Волкова, директор московской школы №109, президент педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений Ямбург и другие эксперты.

На пленарном заседании ожидаются выступления министра просвещения РФ Ольги Васильевой, замминистра просвещения РФ Татьяны Синюгиной, главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, президента РАО Юрия Зинченко, ректора МПГУ Алексея Лубкова, профессора МГППУ Виталия Рубцова и директора московской школы №109 Евгения Ямбурга.

11.30

Тема одного из круглых столов — "ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям — механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций и персонифицированного маршрута дополнительного профессионального образования". В ходе него выступил Андрей Милехин, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе.

Он напомнил, что апробация новой модели состоялась ранее в 19 регионах страны среди учителей и студентов - будущих педагогов. Сегодняшняя конференция предполагает обсуждение именно результатов этой апробации, а не принятие самой модели аттестации, "чтобы понять, на что обратить внимание при дальнейших апробационных процедурах".

Он сформулировал цель аттестации:

— Если рассматривать аттестацию как часть Национальной системы учительского роста, нам кажется, что она призвана, прежде всего, стимулировать этот рост и, самое главное, демонстрировать педагогам те профессиональные дефициты, устранение которых позволит этому росту развиваться в дальнейшем.

Говоря об оценке коммуникативных компетенций, эксперт пояснил, что она подразумевает оценку воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценку создания мотивирующей образовательной среды. Он представил ключевые составляющие этой оценки.

Первая — это анализ образца профессиональной деятельности учителя — плана-конспекта, сценария урока в свободной форме, видеоурока с указанием фрагментов, иллюстрирующих оценивание компетенций. Сюда же входят образцы самостоятельной работы учащихся с оцениванием этих работ учителем и рефлексивный самоотчет в свободной форме. 
 
"Сформированность компетенций профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов и педагогических ситуаций, направленных на оценку сформированности профессионального мышления", — добавил Андрей Милехин.
 
При этом он подчеркнул, что учителю оставляют возможность выбора: например, при оценке одной из компетенций он может выбрать кейс, по другой — предоставить образец профессиональной деятельности. 


12.05.

По итогам апробации была организована обратная связь с ее участниками. Как рассказал Андрей Милехин, учителям и директорам предлагалось ответить на несколько вопросов. Например, у них спросили, насколько объективна, на их взгляд, модель аттестации учителей, построенная только на учете результатов обучающихся. Подавляющее большинство дало ответ - "не знаю". Примерно такой же результат оказался при ответе на вопрос "Возможна ли оценка квалификации учителей на основе ЕФОМ?".
 
"Целесообразно ли установление возможности выбора учителем прохождения аттестации по ныне действующей системе или аттестации с использованием ЕФОМ?". За и против высказали примерно одинаковое количество респондентов. Более 60% учителей считают применимыми указанные выше средства оценки компетенций (анализ образца, решение кейсов и пр.), но были и несогласные с этим. 
 
Андрей Милехин отметил, помимо прочего, что каждому региону требуется конкретный подход при внедрении новой системы. 


12.30.

Учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2015 Алла Волкова участвовала в апробации в качестве оценивающего эксперта и в ходе круглого стола поделилась впечатлениями.
 
Она рассказала, в частности, что к оценке видеоуроков педагогов привлекаются участники всероссийского конкурса "Учитель года России", которые не понаслышке знакомы с этим форматом.
 
Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием этого инструментария.
 
1. Демонстрация учителем постановочного урока.
 
По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок — это неплохо ("Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет"). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными — вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя. 
 
— Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, — констатировала учитель.
 
2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов. 
 
"Качество видеоматериалов моет быть различным", — утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры,  которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику. 
 
— Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука - того, что говорят учитель и дети, - должно быть высоким.
 
3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур
 
— Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, — убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании.
 
4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей. 
 
Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда":
 
— В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно. 
 
5. Процедурные сложности. 
 
Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся.

Глава ведомства Ольга Васильева также отметила, что у педагогов должен быть "экзамен на вхождение в профессию, как у медиков"

Минпросвещения РФ планирует ввести с 2020 года две новые должности для педагогов школы: старший учитель и ведущий учитель. Об этом в пятницу сообщила глава ведомства Ольга Васильева на всероссийской конференций, посвященной новой модели аттестации учителей.

"Мы очень хотим утвердить и создать такую модель аттестации наших педагогов, которая станет настоящим стимулом профессионального роста, позволит учителям без сбора портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте. Мы планируем, что доработанная окончательная версия модели аттестации пройдет обязательно широкое общественное обсуждение и в окончательном варианте будет утверждена в 2020 году", - цитирует Васильеву пресс-служба министерства.

Глава ведомства отметила, что проект разрабатываемого профессионального стандарта получил название "Педагог". Он основан на уровневом подходе к квалификации учителей, в нем "найдут свое отражение и новые должности". Васильева пояснила, что карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), так и по принципу, устанавливаемому с введением новых должностей "старшего учителя" (методиста) и "ведущего учителя" (наставника).

"У нас есть подготовленный проект постановления правительства РФ "О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". Этот документ призван утвердить в правовом поле новые должности", - подчеркнула глава Минпросвещения России.

Васильева также обозначила проблемы, которые возникли во время тестирования новой модели. "Мы выявили на данном этапе апробации проблему с оценкой учета мнения выпускников, это вопрос очень спорный. На сегодняшний день ясно, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Также наибольшее количество вопросов, совершенно справедливо, вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съемки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъемку… использование этого формата нецелесообразно", - считает министр.

По мнению Васильевой, у педагогов должен быть "экзамен на вхождение в профессию, как у медиков". Поэтому Минпросвещения планирует создать сеть независимых аттестационных центров, где учителя смогут пройти независимую аттестацию еще до официальной процедуры, чтобы самостоятельно оценить свой уровень квалификации, имеющиеся пробелы и устранить их.