Обратная связь:
support@ueshka.ru
8 (804) 333-0153 - (Россия)
8 (800) 333-2953 - (Крым)

В памяти многих поколений собирательный образ учителя остается неизменным: строгий костюм, сдержанная манера поведения, правильная речь и – некоторые индивидуальные особенности характера и отношения к детям. Но за последние 20 лет в жизни нашего общества многое изменилось: технологии, экономические и социальные связи, сами люди. Система образования тоже меняется, поскольку не может вращаться исключительно на своей орбите. А что учитель? Кто сегодня ведет наших продвинутых детей в мир новых знаний и открытий? Это по-прежнему педагогини с прической-пучком и белой блузке с жабо или, может быть, «отвязные» хипстеры – современные выпускники педагогических вузов? Что изменилось в этой профессии и изменилось ли вообще? Давайте разбираться.

Новые технологии

В нашу жизнь пришел Интернет. Основательно и навсегда. Первыми его освоили дети и молодежь, а взрослые, как говорится, подтянулись. И если вначале некоторые учителя российских школ, прежде всего, представители старшего поколения, пытались сопротивляться освоению «бездушных машин», то теперь компьютер, электронная доска, электронный журнал стали обычными инструментами в их работе. Более того, освоив самые универсальные программы Windows и интернет-ресурсы, педагоги согласились, наконец, что им стало легче и удобнее готовиться к урокам, вести отчетность и развивать собственные компетенции. 

Новые технологии дали учителям еще один мощный инструмент в работе – интерактивный формат обучения. Любой учитель теперь имеет возможность разместить на официальном сайте школы презентации по изучаемому материалу, дополнительную информацию, ссылки на литературные источники, видеоматериалы, а также задавать и принимать от учеников домашние задания, не прерывать учебный процесс во время зимних карантинов, работая с ребятами дистанционно. 

Мнение учителя: Ольга Николаевна Увакина, заместитель директора МБОУ СШ № 23 Имени А. С. Пушкина, г. Архангельск:

Я работаю в школе 29 лет. Многое изменилось за эти годы. Но сама профессия остается творческой. И в ней интересно тем, кто любит детей, любит свое дело. Например, в нашей школе уже больше 20 лет педагоги и учащиеся исследуют творчество А.С.Пушкина. Нашим педколлективом была создана авторская программа углублённого изучения жизни и творчества великого поэта. Это система пушкинских уроков, литературно-художественный музей Александра Сергеевича, клуб юных пушкиноведов, пушкинские балы, литературно-музыкальные фестивали, поездки по пушкинским местам, конкурсы сочинений и поделок к сказкам Пушкина. Уже несколько лет наша школа проводит городской конкурс «В волшебной Пушкинской стране», в котором принимают участие все образовательные учреждения Архангельска. И вроде бы на дворе – 21 век, но великое литературное наследие Александра Сергеевича Пушкина объединяет самые разные поколения, наполняет нашу жизнь интересным и прекрасным смыслом. Ну, а новые технологии позволяют нам заниматься нашим любимым делом еще продуктивнее. Поскольку дают доступ к огромному массиву информации и исследованиям пушкиноведов, а также помогают общаться и обмениваться опытом с единомышленниками в самых разных уголках нашей страны.

И, конечно, Интернет сегодня играет важную роль в воспитательном процессе. Учитель может находиться рядом с детьми в режиме онлайн практически круглые сутки. Это удобно и в организационных вопросах, и в учебных, и в жизненных. Не секрет, что по профилю ребенка в социальных сетях профессиональный педагог может «считать» его психологическое состояние, предупредить или скорректировать травмирующую ситуацию, а в отдельных случаях – спасти жизнь. И для этого не нужно лезть в душу подростку – достаточно посмотреть на его подписки, подборку музыки и видео, посты и репосты.

Еще один положительный момент – мотивация самих педагогов. Современные дети с помощью того же Интернета проглатывают нереальный объем информации. То, что раньше школьники могли узнать только на уроке, сейчас они находят в Сети в два клика. И здесь есть очевидная опасность для учителей: оказаться менее осведомленными в том или ином вопросе и подорвать собственный авторитет. Поэтому сегодня современный педагог обязан сам все время учиться, расширять свой кругозор и эрудицию – быть в тренде! Только в этом случае он будет интересен детям как личность и его мнение они будут уважать и эффективно с ним взаимодействовать. Да, нам, взрослым, давно пора принять это правило общения с современными детьми и подростками: они не обязаны априори нас слушаться. Это мы обязаны научиться общаться с детьми как с равными и уметь договариваться.

Мнение учителя: Александр Иванович Пономарев, кандидат педагогических наук, первый заместитель КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей», г. Киров («КЭПЛ» входит в ТОП-25 лучших российских школ – рейтинг Министерства образования РФ 2017 г.):

-  В нашем лицее в основу идеологии воспитания мы ставим всестороннее развитие личности ребенка. Будь то учебная деятельность, спортивная, культурная или общественная – мы придаем огромное значение всем этим направлениям. И, соответственно, учителя нашего лицея должны соответствовать поставленным задачам. Педагог должен быть Личностью, современным и так же всесторонне развитым человеком. В свою очередь, мы сами многому учимся у наших лицеистов. Например, наши старшеклассники прекрасно ориентируются в новых тенденциях мировых финансовых рынков, в том числе – новых криптовалютах, о которых еще не написано в наших российских учебниках по обществознанию и экономике. Конечно, быть учителем современных детей сейчас непросто. Но это очень интересно.

ЕГЭ – друг или враг?

Система оценки качества знаний школьников в виде единого государственного экзамена – наверное, самый обсуждаемый вопрос на повестке дня. Ее сторонники отмечают создание равных условий для тестирования выпускников школ, прозрачные и понятные правила, дистанционное поступление абитуриентов в любой вуз страны без дополнительных транспортных расходов. 

Противники новой системы критикуют именно сам факт «уравниловки». По их мнению, с помощью тестов невозможно выявить незаурядные способности учащихся, нестандартное мышление нельзя оценивать в баллах. А потенциальный гений может запросто не поступить в вуз и не получить качественное высшее образование только потому, что он не был «натаскан» к ЕГЭ и получил средний балл ниже, чем у тех ребят, кто интенсивно занимался с репетиторами. 

Плюсы или минусы ЕГЭ так или иначе «отзеркаливают» и на педагогов. Предметникам стало проще готовить учеников к выпускным экзаменам, так как есть четкая схема, она уже достаточно стабильна и предсказуема. И с каждым годом сюрпризов от Минобра все меньше. Так что работать можно спокойно и – на результат. С другой стороны, учителям приходится жертвовать учебными часами на изучение нового материала и больше времени уделять разбору заданий из тестов ЕГЭ. И как бы они ни хотели дать больше знаний своим ученикам, но ЕГЭ – это еще и система оценки их работы по качеству обучения школьников. Критерий, влияющий, в конечном итоге, на уровень заработной платы учителей. И вот здесь за 20 лет ничего не изменилось: в центре внимания нашей системы образования по-прежнему не ребенок, не новые знания и просвещение подрастающего поколения, а сама система. И пока этот порочный круг не будет разорван, учителя так и будут работать не на ученика, а на систему. А значит, перекосов и недочетов не избежать. 

 

Здравствуйте, «мисс Амбридж»

 

Недавно одну учительницу спросили ее мнение о последнем интервью Юрия Дудя с певицей Глюкозой. Ответ был следующий: «А по какому каналу телевидения идет эта передача?» Как говорится, no comments. Спросите любого современного учителя, что он или она думает об Оксимироне, Фэйсе или Дамблдоре? Большинство из наших педагогов не слышали про них. И возникает вопрос: как можно работать с современными детьми, не будучи в курсе их интересов. Как можно быть авторитетом для ребенка, учить его чему-то, воспитывать, когда у него давно другие авторитеты? В Интернете. Да, они не всегда полезны и конструктивны. Но у современных детей и подростков есть выбор. У советских школьников его не было. 

У учителя же в нынешних условиях выбор только один: быть учителем или нет. За 20 лет многое изменилось вокруг нас, вокруг школы, дети стали другими, родители тоже. А вот менталитет учителей большей частью не изменился. И обновление педагогических кадров идет не так поступательно, как хотелось бы. Происходит некая стагнация в педагогических коллективах. Как следствие – конфликт поколений, учителей и учеников, несовместимость, непонимание, невозможность обучать и воспитывать.

Конечно, учитель не должен перенимать манеру поведения и общения у подростков, не обязан красить волосы в синий цвет, делать татуировки или ходить в мини-юбках. Но он должен, обязан быть со своими учениками на одной волне, жить их интересами, понимать их проблемы и вместе их решать. По большому счету, проблемы-то остались прежними. Наши дети, как и во все времена, хотят, чтобы их слушали и слышали. Они хотят, чтобы их не готовили ко взрослой жизни, а воспринимали как личность уже сегодня и сейчас. Хотят иметь собственное мнение и уважительное отношение к этому выбору. В «нежном возрасте» особенно хочется любви и сострадания – неужели мы, взрослые, так быстро об этом забыли? Ведь мы сами прошли через это! И кто, как не учитель – специалист, обученный и владеющий профессиональными методиками – должен помогать взрослеть и детям, и их родителям?!

Итак, давайте подведем итоги. За последние 20 лет российский учитель стал более продвинутым, он использует новые технологии в образовательном процессе и повышении своего профессионального уровня. Наши педагоги все время находятся в профессиональном тонусе, поскольку над ними висит дамоклов меч оценки качества знаний учащихся – ЕГЭ. Наши учителя имеют даже возможность повысить качество своей жизни с помощью репетиторства, поскольку у нас в стране рыночные отношения. 

Вместе с тем представителям педагогического сообщества еще предстоит серьезная перезагрузка. Им придется менять свое мышление. Вряд ли такую разнарядку спустит сверху Министерство образования – им самим неплохо бы оптимизироваться в этом направлении. Но жизнь сама расставит все по местам. Потому что главное, что не должно меняться никогда – это то, что Учитель должен быть верным проводником, союзником и защитником ребенка на пути к новым знаниям. А в обществе 21-го века его задача и ответственность – научить детей безопасно жить в современном материальном мире, быть счастливым и сохранить в душе ребенка базовые человеческие ценности. А значит, современный учитель должен, как и прежде, идти вперед немного быстрее всех нас и освещать нам этот путь. Быть просветителем.

Мнение учителя: Александр Иванович Пономарев, кандидат педагогических наук, первый заместитель КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей», г. Киров («КЭПЛ» входит в ТОП-25 лучших российских школ – рейтинг Министерства образования РФ 2017 г.):

 

-  В нашем лицее в основу идеологии воспитания мы ставим всестороннее развитие личности ребенка. Будь то учебная деятельность, спортивная, культурная или общественная – мы придаем огромное значение всем этим направлениям. И, соответственно, учителя нашего лицея должны соответствовать поставленным задачам. Педагог должен быть Личностью, современным и так же всесторонне развитым человеком. В свою очередь, мы сами многому учимся у наших лицеистов. Например, наши старшеклассники прекрасно ориентируются в новых тенденциях мировых финансовых рынков, в том числе – новых криптовалютах, о которых еще не написано в наших российских учебниках по обществознанию и экономике. Конечно, быть учителем современных детей сейчас непросто. Но это очень интересно.