Обратная связь:
support@ueshka.ru
8 (804) 333-0153 - (Россия)
8 (800) 333-2953 - (Крым)

На протяжении нескольких лет структура Единого государственного экзамена по истории претерпевала серьезные изменения. Изначально состоявший преимущественно из тестовых заданий среднего уровня сложности, к сегодняшнему дню ЕГЭ превратился в одно из наиболее сложных и вместе с тем нетривиальных испытаний по общеобразовательным предметам.

Ученик, сделавший выбор в пользу экзамена по истории, должен быть готов к тому, что ему придется использовать свой багаж знаний по целому комплексу предметов, причем не только гуманитарных. Пригодятся глубокие познания в области литературы, географии, мировой художественной культуры и даже математики. Кроме того, возможность приходить к правильному ответу интуитивно или «методом исключения» фактически исчезла, после того как из ЕГЭ по истории убрали классическую тестовую часть. На первый план теперь выходят аналитические способности, умение делать выводы, выделять причинно-следственные связи, грамотно рассуждать о дискуссионных вопросах и сравнивать между собой события разных эпох. Так ЕГЭ стал экзаменом для настоящих эрудитов, при подготовке к которому трудно ограничиться одним лишь школьным учебником.

Нужно знать географию

Самым проблемным заданием для большинства школьников является работа с картой. Часть вопросов в первой части экзамена связаны с исторической географией. От учащихся требуется знать столицы государств, места концентрации различных типов производства на территории Древней Руси, Российской империи или СССР, показывать морские порты и стратегически важные крепости, а также определять названия рек. В качестве подсказок к таким заданиям выступают условные обозначения, стрелки, линии фронтов, фамилии военачальников и наименования населенных пунктов. 

Однако встречаются варианты, содержащие минимум информации. В одном из пособий мне попалась любопытная карта: на ней не было показано ни одного топонима, зато изображены островное государство и условные обозначения ракет. Данное задание посвящено Карибскому кризису, а экзаменуемый должен обладать достаточным уровнем знаний по истории и географии, чтобы распознать на картографическом материале остров Кубу и вспомнить, когда и при каких государственных деятелях происходили события. 

Некоторые вопросы по картам, на первый взгляд, выглядят как настоящая головоломка. В случае если от ученика требуется указать «страну, название столицы которой дало название военно-политическому блоку социалистических стран», ему придется вспомнить не только название этого блока (Организация Варшавского договора), но и столицей какого государства является город Варшава. Отдельно следует выделить проблему со старыми названиями городов: Царицын, Новониколаевск, Сталинград, Калинин, Куйбышев, Горький и Ленинград постоянно фигурируют в картах и приводят в замешательство многих школьников. Запоминать подобную информацию вне исторического контекста довольно проблематично, а главное – бессмысленно. Гораздо эффективнее разобраться, почему и каким образом тот или иной город был переименован, а также какие ключевые события связаны с его существованием. 

Нужно быть в курсе культурных реалий

Как минимум одно задание в составе ЕГЭ по истории связано с российской культурой. Сегодня от учеников требуется знание лауреатов Нобелевской премии по литературе, обладателей кинопремии «Оскар», архитекторов, скульпторов и живописцев. 

Интересно, что последние годы список вопросов пополнился не только за счет знаковых событий и имен элитарной, но и массовой культуры. Мне встречались, к примеру, упоминания о фильмах Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2», а также о популярной в 1990-е гг. музыкальной группе «Ласковый май». Кажется, что многие из этих явлений еще не стали историей, ведь происходили они совсем недавно, и многие преподаватели склонны удивляться, когда выясняется: ученик не знает о том, что «Рабочий и колхозница» – это скульптура, картину «Москва слезам не верит» снял режиссер Меньшов, а на месте московского храма Христа Спасителя еще в прошлом веке был бассейн. Подобные знания принадлежат к разряду очевидных и, на первый взгляд, не требующих особых пояснений. Однако поколение миллениалов, к которому относятся нынешние школьники, не может владеть этой информацией по умолчанию. Для погружения в ту или иную эпоху (что наиболее актуально как раз для изучения культуры) им необходимо искать дополнительные материалы, смотреть художественные и документальные фильмы и даже слушать музыку. Задача преподавателя – заинтересовать и объяснить, что информацию о событиях недавнего прошлого можно и нужно черпать не только из учебников. 

Нужно интересоваться мировыми событиями

Очевидно, что ЕГЭ по истории невозможно сдать на высокий балл, находясь в информационном вакууме. Совет, который я даю своим ученикам, – смотреть или читать новости, даже если неинтересно, скучно и нет времени. В наши дни для этого не требуется колоссальных усилий. О том, что происходит в мире, можно узнать очень быстро: достаточно включить телевизор или войти в интернет во время поездки в метро. События, произошедшие совсем недавно, уже стали историей и были включены в экзамен. Так, в ЕГЭ-2018 появились задания о воссоединении с Крымом и проведении зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Вполне вероятно, что скоро в экзаменационных вопросах мы увидим что-нибудь о чемпионате мира по футболу. Следить за переменами несложно и полезно: помимо прочего, информированность о состоянии современной политики, экономики, науки и культуры помогает проводить грамотные аналогии с событиями прошлого и выстраивать причинно-следственные связи.

Визуализация заданий

Есть экзаменационные вопросы, которые предполагают работу с иллюстративным материалом. Как правило, ученики с удовольствием делают задания «с картинками», несмотря на их объективную сложность. Почему? Дело в том, что историческая наука перестала, наконец, быть чем-то абстрактным и далеким. В этом, на мой взгляд, огромная заслуга составителей ЕГЭ. Кто раньше внимательно рассматривал фотографии в учебниках? Многие ли знают, как выглядел советский поэт Константин Симонов? А киевский князь Ярослав Мудрый? Портреты и скульптуры, картины и марки, ордена и монеты – все это помогает выйти за пределы восприятия истории как скучного набора фактов, не имеющих к нашей жизни никакого отношения. 

Другая особенность заданий с иллюстрациями заключается в необходимости применять простейшие математические подсчеты. К сожалению (или к счастью?), история – это не только личности и события, но и даты, которые нужно запоминать и сравнивать между собой. Марки и монеты, представленные в качестве иллюстраций, обычно выпускаются по случаю того или иного события, поэтому типичные экзаменационные вопросы данного блока выглядят так: «Какие из представленных плакатов были созданы в том же десятилетии, когда произошло событие, юбилею которого посвящена почтовая марка?» или «Какие из представленных памятников культуры находятся в городе, юбилею которого посвящена данная почтовая марка?». 

Ни для кого не секрет, что Единый государственный экзамен как система проверки знаний часто подвергается жесткой критике и требует множества доработок. В то же время нельзя не признать, что ЕГЭ по истории в нынешнем виде побуждает учеников узнавать многое сверх школьной программы. В погоне за необходимыми баллами будущий абитуриент, возможно, посмотрит хронику Парада Победы 1945 года, посетит Третьяковскую галерею или Русский музей, прочитает хотя бы отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и послушает последнее обращение М. С. Горбачева к советскому народу.