Обратная связь:
support@ueshka.ru
8 (804) 333-0153 - (Россия)
8 (800) 333-2953 - (Крым)

Дети поколения Z являются полноправными гражданами цифровой эры и родились со смартфонами в руках. Но в школе их учат алгебре ХVIII века и геометрии первого тысячелетия до нашей эры.

Как нам предстоит изменить преподавание математики в школе ХХI века, решали участники II Всероссийского съезда преподавателей и учителей математики, открывшегося в МГУ 6 декабря.

В настоящее время, заявила при открытии съезда замминистра просвещения Татьяна Синюгина, перед ее ведомством стоит «задача обновления содержания общего образования. И в том числе необходимо понимание, как менять преподавание математики».

Перемены эти и в самом деле назрели, подчеркнул ректор МГУ Виктор Садовничий: «Сегодняшние школьники — это поколение Z, родившееся в цифровую эпоху и не выпускающее из рук гаджетов. Однако эти школьники пребывают в ХVIII веке в своих занятиях по алгебре и в эпоху Древней Греции по геометрии». Так, в курс школьной математики, по его мнению, вполне «можно включить изучение таких современных математических проблем, как, скажем, теория хаоса, теория катастроф, статистика или обработка данных. Рано или поздно нам придется давать школьникам эти темы. Но, естественно, в доступной, а главное — интересной для них форме. Сегодняшние же уроки математики в школе в основном посвящены вычислительным задачам, притом однотипным. То же самое относится и к заданиям ЕГЭ по математике».

В итоге даже студентам, не говоря о школьниках, туго даются доказательства теорем. Поэтому, чтобы исправить ситуацию, «возможно, преподавателям математики стоит подумать о возвращении устного экзамена. Думаю, нам придется это сделать», — считает Садовничий.

С точки зрения директора Центра педагогического мастерства Ивана Ященко, подмена математического образования техникой вычисления и в самом деле является большой ошибкой. В эпоху цифры вычисления как раз возьмет на себя компьютер. Поэтому больше внимания в школе надо уделять развитию у детей умения думать. Отсюда следующее предложение математического сообщества: «Старт углубленного изучения математики надо давать уже с 7–8-го класса, а не с 10-го, как это делается в соответствии с нынешними образовательными стандартами!»

Изменить придется и общую школьную программу. Но не путем «выкидывания» из нее «устаревших тем», считает академик РАН Алексей Семенов, а «новой расстановкой приоритетов», то есть уделяя особое внимание современным математическим теориям, а расчеты оставить компьютерам. Правда, против активного включения компьютеров в процесс изучения математики в школе выступают математики-ретрограды: «Нас-то выучили без всяких компьютеров, — ворчат они. — Так зачем же они сегодня? Кроме того, если умножением займутся технические устройства, чему же тогда будут учить в младших классах школы?!»

Школьную программу, конечно, можно пересмотреть, но вот вопрос: а потянут ли все нынешние школьные математики курс более сложный, чем правила умножения и деления? Ведь, как показали недавние исследования, с математическими задачами в ходе проверки компетенции педагогов не справился каждый второй школьный учитель.

Ситуация сложилась очень неприятная, но, как оказалось, поправимая. Ассоциация учителей математики уже выступила с инициативой, чтобы на следующий год соединить исследования качества работы учителей математики с их допуском к онлайн-курсам повышения квалификации. Таким образом, те, кто выявит у себя пробелы в знаниях, смогут их оперативно ликвидировать. В конце концов учитель не должен уступать в знаниях своим ученикам. По крайней мере слишком сильно.